История формирования канона DC. Часть 2.

gw4rr_croper_ru

В этой статье мы попробуем разобраться со всем, что творилось с DC на протяжении десятилетий. Часть 2. От Кризиса Бесконечности до Перерождения 2016. Пытаемся разобраться в истоках мира DC.

 

Кризис на Бесконечных Землях

tumblr_inline_obqhornhpg1qazjow_12801

“Кризис на Бесконечных Землях” можно считать первым перезапуском Вселенной DC. К 1985 сценаристы издательства поняли, что они не могут называть все то, что было написано до них “единой” вселенной. Многие сюжеты держались на белых нитках, связанные “параллельными мирами” или вовсе были смехотворны. Они приняли решение, что им нужно все четко каталогизировать и расставить по полочками, а для этого надо избавиться от лишнего. И так начался “Кризис”.

Задача “Кризиса” была уничтожить лишнее в большом катаклизме, который затронул абсолютно все серии до единой. Это было первое настоящее большое событие, которое изменило многое и задало тон развития всей истории DC. Именно поэтому “Кризис” делит все комиксы DC на “докризисные” и “послекризисные”. И это деление для большинства серий очень жесткое. При этом “Кризис” не перезапустил все серии, заставив их начаться с #1 номера – он довольно резко влился в уже имеющиеся серии. Тот же Бэтмен вдруг потерял своего Робина Джейсона Тодда, для того чтобы несколько выпусков спустя познакомиться с ним вновь, но уже совершенно обновленным.

По итогам “Кризиса” все параллельные миры были выброшены вовсе. Некоторые персонажи погибли, а выжившие пережили либо капитальные, либо косметические изменяя. Была выпущена “История Вселенной DC”, которая четко рассказывала когда и что происходило во вселенной до “Кризиса”. Для читателей это была лишь книжка для развлечения, но она была отражением возникновения “сценарной библии” внутри издательства, с которой отныне был обязан сверяться каждый сценарист. Настоящий канон родился, и за его соблюдением следили.

И вот сейчас снова внимательно – все события ПОСЛЕ “Кризиса” и указанные в “Истории Вселенной DC” считаются каноничными (за исключением заранее оговоренных исключений, естественно). Все события ДО “Кризиса” не считаются каноном. С этого момента те комиксы считаются пьяными байками в замшелом трактире, рассказанными от скуки и тоски по былому. Что-то в них правда, а что-то нет. И никто толком не может сказать что именно, поэтому проще считать все выдумкой. Опять таки, именно поэтому комиксы DC до сих пор делятся на “докризисные” и “послекризисные”. Это первое деление канона.

Современный век

tumblr_inline_obqhlch7gy1qazjow_12801

После “Кризиса на Бесконечных Землях” началась эра “нормальных” комиксов. Концепция окончательно сформировалась и мы до сих пор живем с ней. Именно с конца 80-х началось культовое формирование персонажей DC. Бэтмен приобретает свою мрачность, Супермен смертность, а Чудо-Женщина короткую юбку. А 90-е так и вообще можно назвать отдельным феноменом, который породил такое количество сюжетных поворотов, что до сих пор приходится жить с последствиями некоторых из них. Но канон держался. Да, он все еще местами был медленнен. Бэтмен в своей личной серии заметил сметь Супермена только через пару месяцев, но заметил, а это самое важное.

Отныне комиксы являются частью культуры, и это отразилось на росте продаж. Что подстегнуло жадность. Если взглянуть на 90-е со стороны, то они мало отличаются от 60-х. Серии гонятся одна за другой. Авторы тащатся с места на место, а выпуски вновь рисует тот, кого удалось заманить куском салями или шантажом. Это сильно влияет на уровень качества историй, но на это уже всем плевать – как издательству, так и читателям.

DC Comics начинают увлекаться событиями, когда поняли, что таким образом могут заставить читателя купить больше комиксов в неделю, чем обычно. И я говорю не только о глобальных, которые задевают все серии, но и о десятках мелких – только для серий Бэтмена или Супермена, например. Но у событий был и свой плюс – они укрепляли канон. В 2000-х если Супермен чихнул на станицах своей серии, то Бэтмен скажет ему “будь здоров” на страницах своей. Связь стала очень жесткой. Редакторы начали координировать серии и следить за целостностью сюжетов. Задержек реакции больше не было. DC очень быстро поняли, что это им на руку. Что читатель хотел знать, все о любимом герое, а значит начинал читать серии, посвященные его друзьям и коллегам, потому что события в их жизнях отныне влияли и на него незамедлительно.

Канон был непоколебим. И DC сломались об его непоколебимость.

Жесткая связь между сериями приятна для постоянного читателя, но для новичка, который только начинает читать комиксы – это непонятный кавардак. Новичку было тяжело вникнуть в истории даже с нового арка, потому что у всех героев уже были сформировавшиеся отношения, которые он не до конца понимал. В разговорах они ссылались на события, которых он не знал. Злодеи не объясняли своих мотиваций, герои своих. Все было очень сложно. Это словно начать смотреть “Игру Престолов” в последнего эпизода. Да ты в жизни не поймешь, почему все твои друзья вдруг истерично заплакали, когда на экране зарезали какого-то карлика.

А еще учти то, что не так и просто было наверстать. Ты не мог просто прийти в магазин комиксов и попросить две сотни предыдущих выпусков. Да ты не мог попросить даже десять предыдущих выпусков – магазин давно их продал, а что не продал венул издательству. Да где подростку деньги-то на все это взять? Повезет, если в местной библиотеке окажутся хоть какие-то комиксы, и ты сможешь что-то прочесть бесплатно. Иначе – либо жди, когда тот или иной арк переиздадут в виде книги (что было в разы реже, чем сейчас), либо задалбливай продавца комиксов вопросами.

К концу 2000-х появление новых читателей упало настолько, что вызвало буквальную панику внутри издательства. Они применяли самые разные маркетинговые приемы, чтобы заставить читателя начать читать комиксы. Начинали раздавать в магазинчиках комиксов выпуски с историями происхождений героев за даром. Поднимали сайты с биографияи и описаниями событий. Переиздавали все, что могли в виде книг. Начинали меньше ссылаться к прошлому в самих комиксах. Стараясь объяснять происходящее более подробно через закадровый текст. Старались вводить новых злодеев, чтобы по новой объяснять их мотивации. Да они даже Бэтмена убили.

Ничего не помогло. И они пошли на единственный логичный (для них) шаг. Решили, что надо начать все серии с #1 выпуска.

New 52

tumblr_inline_obqhu9zrkk1qazjow_12801

Когда DC только объявили об этом, никто все равно ничего не понял. “Как можно полностью перезапустить вселенную с такой богатой историей?”. Большинство забугорных обзорщиков предполагали, что серии просто сменят нумерацию, авторов перетасуют, а сами комиксы все еще будут жить в знакомом всем мире. Всем казалось, что это такой хитрый маркетинговый ход, хотя DC на каждом углу орали, что все серьезно, что они это сделают, что у них не просто так в руках редакторский нож. Но никто не повелся на истерику. И все закончилось плачевно. Случилось второе деление канона.

Когда закончился “Флэшпоинт” и читателям представили новую вселенную, некоторые чувствовали себя так, словно их обухом по голове ударили. Они ощутили, что чувствовали их отцы в 1985, когда произошел “Кризис на Бесконечных Землях” – канон изменился. И это было самое главное. Изменилась не только история Вселенной DC – изменился сам подход к канону. Он резко ослаб. Да, серии все еще были взаимосвязаны, но только когда эт было выгодно. Теперь, когда Супермен чихал в своей серии, этого не слышал никто. Отныне каждый герой и команда были максимально отделены от остальных. Задача была создавать самодостаточные серии, которые лишь иногда объединяются в события, потому что события все еще хороший способ всучить читателю больше выпусков в неделю, чем он берет обычно.

New 52 это была целая инициатива. Политика развития компании, сюжетов, продаж. Серии должны были быть мягче к новичкам. Авторы должны были реже упоминать предыдущие события, стараться не обращаться к сторонним персонажам и делать каждый арк максимально самостоятельной историей, чтобы его можно было впоследствии продавать отдельной книгой. Канон стал плавающим. Какие-то события до “Флэшпоинта” существами в новой вселенной, но никто никогда не давал четкого списка, и фанатам приходилось лишь догадываться. В одном ране у одного автора был четкий канон. Но смена автора могла начать в мелочах противоречить предыдущему канону, формируя свой.

Естественно, так было далеко не во всех сериях. Тяжело заставить авторов сменить свои привычки, и многие продолжали писать в старом ключе, держа в голове старый канон. Некоторые замечательно справились, формируя свой собственный. А другие просто творили непонятную херню, потому что деньги вроде платят – надо делать вид, что работаешь.

Но самое важное, что DC Comics смогли протолкнуть, несмотря на все сопротивления – при чтении любой серии New 52, читатель был не обязан знать ничего ни о герое, ни о его предыдущих приключениях, ни о вселенной в целом. И это было хорошо. Это действительно повысило продажи, действительно привлекло новых читателей. Но вот почему же тогда Marvel так сильно вырвалась вперед? Все просто. Слишком резкие изменения отпугнули старых читателей, которые хоть и не бросили читать комиксы вообще, но стали тратить на них меньше денег. А когда выяснилось, что эти самые “старые читатели” еще и критики, которые советуют молодым, что читать – стало ясно, что над качеством серий надо было работать тщательней.

Да, с каждым годом прирост новых читателей только увеличивается – благодаря кинофильмам, повышению доступности самих комиксов (благодаря мобильным и планшетам) и банальной моде. Но однажды просев, DC Comics все никак не могут догнать своего главного конкурента. А по прошествии пяти лет, стало отчетливо видно, что они начала уступать конкурентам не только в продажах, но в количестве наград и положительных отзывов критиков.

Стало ясно, что нужно опять что-то менять. Но что же именно?

DC Rebirth

tumblr_inline_obqhuq2g691qazjow_12801

Джефф Джонс сказал, что нужно менять сам подход к написанию историй, а не вселенную. Он посчитал, что придуманные в 2011 правила New 52 сдерживают авторов. Большинство сценаристов индустрии привыкли развивать предыдущие идеи, играться с работами предшественников, пересказывать сюжеты и события – и в этом нет ничего плохого. Он предложил развязать руки, позволить опираться на предыдущие истории и укрепить канон обратно. Он снес стены между сериями, и чих Супермена снова стал разноситься по всей вселенной, и сотни “будь здоров” доноситься со всех уголков. Джефф сказал, что отныне плевать на любые правила, что нужно вникнуть в персонажа и написать историю, которая подходит именно ему и больше никому другому. И судя по всему, это работает.

DC Rebirth можно считать исключительно маркетинговым ходом. Ярка плашка на обложке для привлечения внимания – не более. Но многие вышедшие под этой плашкой серии доказывают, что Джефф Джонс смог достучаться до авторов. Каким-то образом он сумел вбить им в голову простую мысль – “Пиши хорошо и интересно, зараза”.

DC Rebirth не является перезапуском ни в коей мере. Да, нумерация серий была изменена – но это было сделано исключительно ради символизма. Все события New 52 считаются каноном и не игнорируются ни одним автором. Они открыто вспоминают о них и ссылаются на события предыдущих серий. Более того, теперь им разрешено опираться на комиксы “послекризисной” эпохи. Вдохновляться ими.

Сейчас внимательно – DC Rebirth расширила канон, объединив истории New 52 и “послекризисной” эпохи. Да, есть свои тонкости. 10 лет истории были похищены кем-то, и героям DC предстоит столкнуться с этим кем-то (очередное больше событие). Но значит ли это что тебе нужно срочно читать все комиксы о любимом герое, которые вышли с 1985 года – нет, не значит. DC Rebirth хоть и должна объединить Вселенную DC вновь воедино – само издательство все еще старается как можно мягче относиться к новым читателям. Все необходимую информацию, ты можешь получить из современных комиксов. А знания классики – лишь добавит тебе приятностей.

Иными словами – год назад история DC Comics делилась на три периода:

1) Докризисный

2) Послекризисный

3) New 52

Задача DC Rebirth сделать так, чтобы DC Comics вновь делились только на два периода:

1) Докризисный

2) Послекризисный

DC Rebirth только начинается, и пока его не стоит бояться. Это не жесткий перезапуск, не отмена и не отказ от всего, что было сделано. Это попытка сформировать новый подход к написанию сюжетов внутри компании, который должен вдохновить авторов и привлечь внимание читателей. Да, это маркетинг, реклама, яркая картинка для привлечения внимания. Но в то же время это очень простая идея, которая звучит как: “Давайте писать хорошие комиксы”.

Эта новость была добавлена в рубрике "Общие новости".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.